Судьба солдата. Пеньков Василий Иванович

Судьба солдата. Пеньков Василий Иванович

Дорогие друзья! Продолжаем  онлайн проект «Судьба солдата», о наших земляках-участниках Великой Отечественной войны.

Василий Иванович Пеньков родился 26 февраля 1920 года в Белоруссии, в многодетной семье. В 1929 году семья Пеньковых переехала в Новосибирскую область. С раннего детства Василий начал работать: пас скот, косил сено и одновременно посещал курсы трактористов, окончив которые трудился в одном из колхозов Барабинского района. Василия Ивановича призвали в армию в 1940 году. Правда, служить попал не в танковые войска, как он мечтал, а в пехоту – в пулеметную роту. Службу проходил на Дальнем Востоке, рядом с Японским заливом.

Как-то на стрельбах Василию Ивановичу удалось отличиться. Дали команду открыть огонь по самой дальней мишени. Василий прикинул расстояние, поднял ствол своего «максима», перевел прицельную планку на максимум и говорит своему «второму номеру»: «Ну, дорогой товарищ, не подведи!». В смысле, чтобы ленту патронную подавал быстро, но плавно, чтобы ее не заклинило. Дал длиннющую очередь. Деревянный щит мишени в щепки разлетелся.

В начале Великой Отечественной войны пехотная часть, в которой служил Василий Пеньков, находилась в резерве. Руководство страны опасалось, что Япония может вступить в войну, и держало часть войск в боевой готовности на Дальнем Востоке. Когда угроза открытия второго фронта со стороны японцев миновала, эти дивизии были в срочном порядке переброшены под Москву. Василий Иванович с гордостью вспоминал о том, что ему выпала честь быть участником парада на Красной площади 7 ноября 1941 года:

– Перед парадом нас долго тренировали, да так, что мы себе все ноги о брусчатку поотбивали. Приодели и обули нас во всё новое, выдали даже офицерские яловые сапоги. Перед парадом, во время торжественного смотра войск, которые должны были пройти маршем по Красной площади, ко мне неожиданно подошел маршал Ворошилов, член Государственного Комитета Обороны. Я назвался, мол, рядовой Пеньков, призван в ряды Красной Армии из Сибири. Климент Ефремович подтянул мне ремень на полушубке, похлопал по плечу и говорит: «Смотри, сибиряк, в бою окапывайся поглубже». Так я под эти слова Героя гражданской войны и шагнул навстречу фашистам.

Навсегда остался в памяти Василия Ивановича его первый бой в Подмосковье. До того времени он в людей не стрелял, только по мишеням.

– Не успели, как следует окопаться, как гитлеровцы пошли в атаку, да еще в полный рост и под музыку маршевую, – вспоминал Василий Иванович. – Сначала мы струхнули малость, но потом пришли в себя, подпустили фрицев метров на 30-40 и врезали все сообща. Так их атака и захлебнулась. А на следующий день сами вперед пошли. Без всякого прикрытия с воздуха и артподготовки. Дали нам команду взять какую-то деревеньку. Только из окопа выбрались, как взводного убило, потом его помощника. Остались мы без командиров. Кругом пули и снаряды свистят со страшной силой. Кого ранило, кого убило, кто сам упал в снег. Меня тоже зацепило в ногу, полсапога крови натекло. Я к сараю, куда раненых сносили. Сел на свободную телегу, задремал. Очнулся – передо мной немецкий автоматчик: «Рус, хенде хох!». Взяли меня в плен, выходит. Построили нас и куда-то повели. Я заприметил копну сена у дороги и как только часовой отвлекся, я «щучкой» нырнул под нее. Так и спасся. А дивизию нашу на том рубеже разбили.

После медсанбата Василия Ивановича отправили учиться на минометчика.
Как и в пулеметном деле, минометчик из Пенькова получился знатный. Природный глазомер и тут его не подвел. Вскоре он уже мог посылать мины «на глаз», зафиксировав цель в бинокль.

Как-то после очередной вылазки за линию фронта советские разведчики заявили о том, что в одном из оставшихся домов фашисты оборудовали кухню. Регулярно приходят, чтобы подкрепиться. Неимоверная злоба охватила Василия Ивановича, когда он узнал об этом. Мало того, что эти изверги всю деревню вместе с её жителями уничтожили, так они ещё в уцелевшем доме устроили столовую.

Командир полка поставил задачу перед батареей – немедленно открыть огонь по этой «кухне», пока немцы еще там. Задание непростое. Врага не видно, стрелять нужно по закрытой цели. А попасть нужно с первого раза. В случае провала фашисты разбегутся, и план советских войск провалится. Комбат поручил это задание Пенькову Василию Ивановичу, как самому быстрому наводчику.

Тут Василий Иванович прильнул к прицелу:

– Ну, паразиты, сейчас я вас таким обедом накормлю, мало не покажется!

Через две минуты войска открыли беглый огонь по цели, выпустили пять мин. Эти несколько минут, что летели снаряды в цель, показалось вечностью. Василий был очень взволнован. Такая большая ответственность.

– Цель поражена, – объявил командир батареи.

Как потом оказалось, снаряды разбили фашистскую кухню в пух и прах. Погибло около 60 немцев – целых два взвода.

За меткое попадание в столовую немецкой части, где находилось несколько десятков фашистских оккупантов, Василия Ивановича Пенькова представили к одной из самых почитавшихся бойцами Красной Армии наград – ордену Красной Звезды.

Орден Отечественной войны II степени Василий Иванович получил одним из первых в своей части – его только что учредили. Так была отмечена доблесть и мужество нашего земляка в боях под Сталинградом.
Много раз на фронте минометчик Василий Пеньков  был на волосок от гибели, но всегда выходил победителем. Однажды снаряд в землю у самых ног ударил, но не взорвался. Другой раз пуля по каске чиркнула и в сторону ушла. Как-то накрыло прямым попаданием наш блиндаж. Там под землей и бревнами остались мои боевые товарищи, а меня взрывной волной наружу через дверь выбросило.

Василий Иванович Пеньков прошел фронтовыми дорогами от Москвы до Прибалтики. Участвовал в битве под Москвой, в сражениях на Курской дуге, в боях под Сталинградом, сражался за город Орел. В 1943 году Василию Ивановичу, уже командиру орудия, на плотах довелось форсировать реки – Десну, Днепр, Березину, участвовать в освобождении г. Севска.

В 1944 году Василий Иванович Пеньков  участвовал в крупнейшей Белорусской операции под условным названием «Багратион». Освободив Белоруссию, в составе воинских частей он форсировал реку Неман и вышел в середине августа к границам Восточной Пруссии.

Великую победу встретил в боях на побережье Балтийского моря. Василий Иванович Пеньков сделал последний выстрел из своего орудия 13 мая 1945 года. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. Но самая первая и самая дорогая для ветерана награда – значок «Отличный минометчик».

После демобилизации Василий Иванович вернулся в родной Барабинск. В 1946 году пришел работать в локомотивное депо, где трудился до 1975 года. Начинал кочегаром, работал помощником машиниста паровоза, электровоза в грузовом и пассажирском движении.