«Женщина в солдатской шинели» из цикла «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

«Женщина в солдатской шинели» из цикла «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

Землю жгли смертельные метели, Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели наряжала девушек война.

А. Жарова

Шамонина (Устьянцева) Лидия Павловна родилась 25.03.1924г. в селе Устьянцево Барабинского района. Нелёгкие годы выпали на детство и юность Лидии Павловны.

Юная Лидия окончила курсы трактористов в МТС с. Зюзя и, вернувшись в родное село, стала работать по специальности. В 1943 году начали отправлять на фронт военнообязанных девчонок, но Лидии в списках не было. Девушка она была очень заметная – весёлая, крепкая, трудолюбивая. Казалось, ей по силам любая мужская работа, а уж здоровья ей не занимать. По этой причине в сельсовете было принято решение, включить Лиду в списки девушек, подлежащих призыву на фронт.

 В июле 1943 года Лидию вместе с другими девушками отправили на 3-й Украинский фронт в зенитный полк, находящийся в городе Сызрань.  На войне Лидии Павловне многое пришлось пережить и испытать: бомбёжки и обстрелы, страх и мужество, слёзы и горе, смерть фронтовых подруг.

А однажды, когда Лидия с боевыми  подругами и командиром находилась в разведке на Украине, перед ними стояла задача переправиться на другую позицию через болото. Не найдя брода они вынуждены были идти наугад. Когда вошли в воду, поняли, что погружаются в вязкую жижу всё глубже и глубже. Им понадобилось много времени, моральной и физической выдержки, чтобы преодолеть эту холодную и топкую дистанцию. Мокрые, озябшие и уставшие пошли они к деревне, чтобы обогреться, высушить одежду и идти дальше для выполнения задания. Однако, в деревне, увидев наших девушек, ни одна хозяйка, не впустила их в дом, ссылаясь на то, что семья большая и нет свободных мест. Командир, понимая, что девчонки могут окончательно простудиться, не выдержал и пригрозил одной из хозяек, после чего дверь открыли. Увидев измученных, промокших и промёрзших девушек, хозяйка растопила печку и приготовила чай. Расстелив на полу солому, девушки мгновенно уснули. Не сосчитать подобных ситуаций, когда женщинам на войне приходилось мириться с холодом, голодом, преодолевать страх, проявлять мужество и стойкость наравне с мужчинами.

После войны в её жизни встретился замечательный человек, тоже фронтовик – Шамонин Григорий Николаевич. Выйдя замуж, Лидия Павловна родила троих детей. Сильный характер и боевой дух родителей, дети впитывали с раннего детства.  

Фронтовой путь Лидии Павловны отмечен наградами: Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями.

Чурсина Клавдия Николаевна родилась в 1923 году, в селе Паладино Ивановской области. Жила и воспитывалась в семье старшего брата. Брат по образованию был учителем, работал директором  школы.

   С первых дней войны взяли на фронт, на тот момент Клавдии едва исполнилось 18 лет. Привезли в город Горький, там приняла присягу, немного обучилась военному делу и на фронт.

   Сразу направили в часть города Волхова. По дороге их поезд много раз бомбили, обстреливали. С одной стороны дороги были немцы, с другой русские. Поезд разбомбили, Клавдия Николаевна спаслась на поле, где рос картофель. Добрались до места назначения, Клавдия Николаевна, как и другие медики, стала помогать раненным бойцам, вытаскивала их с поля боя. Когда немцев отогнали от Волхова, засели в болоте возле Ладоги. Там целый год пробыли в окружении, началась блокада Ленинграда. Раненых было очень много, хлеба не хватало, блокадный паёк состоял из 150 гр. чёрного хлеба в сутки, приходилось собирать ягоды на болоте. Клавдию Николаевну направили на задание в Погост и в помощь медикам выдали 10 машин. Во время всего пути бесконечно бомбили. Пока добрались до места, из 10 машин осталось только 5. Не теряя времени, оказали помощь раненым и обратно. На обратном пути Клавдия Николаевна была ранена осколком в голову. После госпиталя снова на фронт.

   Когда наконец-то блокада Ленинграда была прорвана, пошли в Латвию. В Латвии было очень тяжело, коренные жители враждебно относились к русским солдатам. Девушки-медики находились на поле боя наравне с остальными бойцами, у каждой из них были автоматы. Во время боевых действий они оказывали медицинскую помощь раненым, эвакуировали их в тыл и шли со своей частью дальше.

    А дальше была Германия и Пруссия. В Пруссии фашисты бесконечно вели обстрел, и медикам приходилось все время находиться под пулями. Однажды произошёл такой случай, Клавдия Николаевна прямо на улице переливала кровь раненому солдату, тут по ним начали стрелять прямой наводкой. Солдат стал просить: «Иди сестрёнка, ты молодая, брось меня, всё равно умру». Но Клавдия Николаевна не бросила бойца, оказала помощь и оттащила его подальше от немцев.

   В конце войны их часть получила военно-санитарную летучку, девушку перевели на летучку фельдшером. Так с боями дошли до Кенигсберга. На этом боевой путь Клавдии Николаевны не закончился. После Германии Клавдия Николаевна поехала в Москву, там её отправили на Дальний Восток на войну с Японией. А дальше был Северный Сахалин, куда Клавдию Николаевну направили работать в лагерь для военнопленных.

    В конце 1946 года Чурсину Клавдию Николаевну демобилизовали в звании старшины, но она ещё несколько лет оставалась работать в лагерях.  На Сахалине вышла замуж. В 1952 году мужа демобилизовали и они  переехали в город Барабинск. Клавдия Николаевна устроилась работать медицинской сестрой в железнодорожную поликлинику, где и проработала 30 лет.

За мужество и героизм Клавдия Николаевна награждена:

Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», «За победу над Японией, «За Победу над Германией», юбилейными медалями.

За многолетний и добросовестный  труд Клавдия Николаевна имела множество благодарностей.